Экспертиза дорожно транспортных происшествий

Судебная дорожно-транспортная экспертиза


Бесплатная юридическая консультация:

Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие.

Оглавление:

В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.

Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза

Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.

Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.

Все ДТП условно делятся на виды:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
  • Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
  • Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.

Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.

Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Объектом изучения экспертизы выступают:

  1. Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
  2. Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
  3. Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
  4. Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.

Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.

Вопросы для дорожно-транспортной экспертизы

Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
  • Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
  • Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
  • Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
  • Где возникло и как столкнулись ТС?
  • Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
  • Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
  • Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
  • Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
  • Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
  • Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
  • Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
  • Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?

Как проводится дорожно-транспортная экспертиза

Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.

Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.

Для проведения экспертизы требуется предъявить:

  • схему ДТП;
  • задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
  • видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
  • акт осмотра ТС;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном правонарушении;
  • протокол административного правонарушения (копия);
  • заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.

Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.

Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.


Бесплатная юридическая консультация:

Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия

Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.

Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.

Заключение дорожно-транспортной экспертизы

Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.

Источник: http://1avtourist.ru/ekspertizy-dtp/sudebnaya-doroaya-ekspertiza.html

Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий

Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.


Бесплатная юридическая консультация:

Вероятностный метод исследования позволяет оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Такой подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности — его причины и последствия. Каждое ДТП, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Эти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.п.).

Дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.


Бесплатная юридическая консультация:

Цель экспертизы ДТП.Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники.

Целью экспертизы ДТП является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Виды экспертизы ДТП.Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

По составу участников различают единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании его отдельных обстоятельств.


Бесплатная юридическая консультация:

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных ДТП с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.

В состав комиссии входят несколько экспертов в области безопасности дорожного движения. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами.

При возникновении разногласий каждый член комиссии может письменно представить свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одной области и требуют участия разных специалистов. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизу.

Бесплатная юридическая консультация:

Первичная экспертиза подразумевает ответы эксперта-автотехника на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении дознавателя, следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. При повторной экспертизе в состав комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизе.

Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке лица, имеющие специальные знания, — это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений.


Бесплатная юридическая консультация:

В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, учреждений высшего и среднего профессионального образования. В основном при проведении судебной экспертизы ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Назначение судебной экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение. Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП:

• координаты места и время ДТП;


Бесплатная юридическая консультация:

• характеристика проезжей части и ее состояния;

• тип и техническое состояние транспортных средств;

• скорость движения транспортных средств и пешеходов;

• длина и характер следов торможения или качения колес;

• расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;


Бесплатная юридическая консультация:

• характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи Уголовно-процессуального кодекса, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В результативной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Материалы на ДТП, связанные с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, передаются органам дознания и следствия, при необходимости назначающим судебную экспертизу.

Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого шире. В сложившейся практике к крупным относят ДТП, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения либо значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.


Бесплатная юридическая консультация:

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения, определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием, выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на дорожном покрытии, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: «Имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?» Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях:

• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства;

• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;


Бесплатная юридическая консультация:

• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов.

Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Проводя расследование, служебный эксперт должен:

осмотреть место ДТП и транспортные средства, при необходимости сфотографировать их, уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП;


Бесплатная юридическая консультация:

с разрешения работников дознания или следствия ознакомиться с протоколом осмотра и схемой места ДТП, другими документами, сделать их копии;

установить дату, время и место ДТП, категорию дороги, модели и номерные знаки транспортных средств, их техническое состояние, численность погибших и раненых, число поврежденных транспортных средств и количество поврежденного груза, основные сведения о водителях, их состоянии, метеоусловия, условия видимости, время суток, дорожные условия, очевидные причины ДТП;

• выяснить обстоятельства ДТП и все предшествовавшие ДТП или способствующие ему факторы, изучая причины ДТП, оценить действия водителя и их соответствие правилам дорожного движения, выявив при этом лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов.

В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП и упущениями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения на данном предприятии.

Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Доказательства предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.


Бесплатная юридическая консультация:

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся следующие:

• постановление следователя о назначении экспертизы;

• протокол осмотра места ДТП;

• протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;


Бесплатная юридическая консультация:

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на место ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Служебный эксперт может снять копии с оформленных сотрудниками ГИБДД МВД России документов.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД МВД России, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Первичное расследование ДТП и оформление документации, как правило, возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД МВД России или инспектора дорожно-патрульной службы.

Протокол осмотра места ДТП содержит дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.


Бесплатная юридическая консультация:

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения.

Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстояний между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием метеоусловий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т. п.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на дорожном покрытии.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения — его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры.

Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем транспортных средств, влияющих на безопасность: тормозной системы, рулевого управления, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.


Бесплатная юридическая консультация:

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений, в которые они направлены, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, и их водителях. Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т. е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

Этапы экспертизы ДТП. Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта.

Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

• ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

• экспертиза и оценка исходных данных;

• построение информационной модели исследуемого ДТП;


Бесплатная юридическая консультация:

• проведение расчетов, составление графиков и схем;

• оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

• составление и оформление заключения эксперта.

Получив постановление о назначении судебной экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования.

Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если, изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются неустраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление о назначении судебной экспертизы, и запросить новые материалы.


Бесплатная юридическая консультация:

При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов, их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется расчетами, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований. В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении судебной экспертизы.

Заключение эксперта-автотехника.Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода.

В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. В конце исследовательской части приводят экспертную оценку полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

Контрольные вопросы

1. Приведите классификацию ДТП и виды анализа ДТП.

2. Опишите систему учета и анализа ДТП.

3. Опишите методы изучения ДТП и их цели.

4. Перечислите виды экспертизы ДТП.

5. Опишите производство экспертного исследования ДТП.

Источник: http://megalektsii.ru/s33922t6.html

Экспертиза дорожно-транспортного происшествия

Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявлении нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также в разработке мероприятий по устранению причин происшествий. Служебное расследование должно выявить организационно-технические и другие недостатки в работе автотранспортного предприятия, послужившие причиной ДТП или оказавшие влияние на него. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению безопасности дорожного движения и за выявленные недостатки.

Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному и гражданскому делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия и установление объективных причин ДТП. Экспертиза позволяет выявить фактические данные, которые могут явиться доказательством для установления истины по гражданскому или уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Наиболее часто автотехническую экспертизу проводят по делам об автотранспортных происшествиях (преступлениях) и о выпуске в эксплуатацию технических неисправных ТС.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы по таким ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. Материальный ущерб определяется как сумма убытков от повреждений транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также от гибели животных. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует в качестве вещественных доказательств кровь, волосы, мозговое вещество, кости, мягкие ткани погибших, определяет их свойства и характерные признаки.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

— выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства;

— отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

— установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

— определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Каждому ДТП сопутствуют «немые свидетели» — вещественные доказательства. Знания и опыт эксперта заставляют их свидетелей «заговорить». Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия, и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следователю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку участникам происшествия, всесторонне и критически квалифицировать его обстоятельства, определить их значение для конкретного уголовного дела.

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толкования. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Судебными доказательствами в нашей стране считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проводимых на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя представленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

Заключение эксперта-автотехника не является обязательным для следствия и суда, но их несогласие с выводами специалиста должно быть мотивировано и отражено в обвинительном заключении, приговоре или в постановлении (определении) о назначении повторной экспертизы.

Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода, В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце заключения.

Источник: http://studbooks.net/992225/pravo/ekspertiza_dorozhno_transportnogo_proisshestviya

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения»

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1989

ББК 39.808 И43 УДК 656.13.08: 65.012.12

Рецензенты: канд. техн. наук Е. И. Калинин, кафедра организации и безопасности движения СибАДИ

Заведующий редакцией В. И. Лапшин

Редактор Н.В. Пинчук

И 43 Экспертиза дорожно-транспортных происшест­вий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.— 255 с.: ил.

В учебнике приводятся методики экспертного анализа основ­ных видов дорожно-транспортных происшествий. На основе зако­нодательных положений регламентируется деятельность судебных экспертов-автотехников, рассматриваются функции лиц, проводя­щих служебное расследование происшествий в автотранспортных предприятиях.

Предназначен для студентов автомобильно-дорожных вузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения».

ISBN74-6©Издательство «Транспорт», 1989

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 1

Глава 1 организация экспертизы 4

§ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ 4

§ 2. СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СССР 8

§ 3. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА 8

§ 4. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭКСПЕРТА 11

Глава 2 ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ 13

§ 5. ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 13

§ 6. УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА-АВТОТЕХНИКА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ 17

§ 7. ЭТАПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 18

§ 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-АВТОТЕХНИКА 20

Глава 3 РАСЧЕТЫ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 22

§ 9. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

§ 10. ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ И ДВИЖЕНИЕ НАКАТОМ 23

§ 11. ТОРМОЖЕНИЕ ПРИ ПОСТОЯННОМ КОЭФФИЦИЕНТЕ СЦЕПЛЕНИЯ 26

§ 12. ТОРМОЖЕНИЕ ПРИ ПЕРЕМЕННОМ КОЭФФИЦИЕНТЕ СЦЕПЛЕНИЯ 32

§ 13. ТОРМОЖЕНИЕ БЕЗ БЛОКИРОВКИ КОЛЕС 35

§ 14. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ 36

Глава 4 РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА ПРИ НАЕЗДЕ АВТОМОБИЛЯ 38

§ 15. ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА 38

§ 16. БЕЗОПАСНЫЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ И ПЕШЕХОДА 40

Глава 5 МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАЕЗДА АВТОМОБИЛЯ НА ПЕШЕХОДА, ВЕЛОСИПЕДИСТА ИЛИ МОТОЦИКЛИСТА 45

§ 17. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДА 45

§ 18. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 47

§ 19. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ НЕОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И ОБЗОРНОСТИ 49

§ 20. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОБЗОРНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОЙ НЕПОДВИЖНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ 58

§ 21. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОБЗОРНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОЙ ДВИЖУЩИМСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ 62

§ 22. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ 65

§ 23. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА, ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОД ПРОИЗВОЛЬНЫМ УГЛОМ 68

§ 24. ВЛИЯНИЕ ВЫБИРАЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ НА ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТА 71

§ 25. НАЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДИСТА И МОТОЦИКЛИСТА 77

Глава 6 МЕТОДИКА АНАЛИЗА МАНЕВРА АВТОМОБИЛЯ 79

§ 26. КРИТИЧЕСКИЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ 79

§ 27. ВИДЫ МАНЕВРОВ 82

§ 28. РАСЧЕТ МАНЕВРА ПРИ АНАЛИЗЕ ДТП 86

Глава 7 МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАЕЗДА НА НЕПОДВИЖНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ И СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ 93

§ 29. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ УДАРА 93

§ 30. НАЕЗД НА НЕПОДВИЖНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ 95

§ 31. СТОЛКНОВЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ 101

Глава 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА ЭКСПЕРТА-АВТОТЕХНИКА 112

§ 32. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 112

§ 33. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЦВМ 113

§ 34. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВМ 115

§ 35. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 116

§ 36. ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДТП 117

Глава 9 ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 119

§ 37. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 119

§ 38.ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 120

Решения партийных органов и перспективные планы развития нашей страны предусматривают неуклонный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажирооборота. Однако одновременно с проникновением авто­мобиля в народное хозяйство страны, общественную и личную жизнь увеличиваются человеческие и материаль­ные потери, вызываемые дорожно-транспортными проис­шествиями (ДТП). Их результатом могут быть вредные последствия, связанные с расстройством здоровья и смертью людей, а также со значительным материальным ущербом. Одно ДТП может иметь последствия относитель­но менее тяжкие, чем, например, гибель воздушного лайнера, морская или железнодорожная катастрофа, следствием которых могут быть десятки и сотни челове­ческих жертв и многомиллионные убытки. Однако это обстоятельство перекрывается большим числом ДТП на автомобильном транспорте.

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года подчеркивают необходимость обеспечения эф­фективности использования автотранспортных средств, увеличения пассажирооборота автобусами общего пользо­вания, повышения безопасности движения. Успешное выполнение этих задач возможно лишь при совершенст­вовании дорожного движения, изучении причин аварий­ности и широком внедрении мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Повышение безопасности дорожного движения бази­руется на ликвидации стихийных, энтропийных процессов, на внедрении элементов организованности и порядка. С этой точки зрения ДТП является предельным состоя­нием системы «Человек — транспортное средство — до­рога — окружающая среда». Такое состояние характери­зует отказ от нормального функционирования данной системы.

При изучении ДТП возможны два метода: вероят­ностныйидетерминированный.Пользуясь первым мето­дом, пытаются охватить статистическими закономерно­стями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить сово­купность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предска­зать число и характер ДТП, которые возникнут в пред­стоящий период. Например, можно прогнозировать число столкновений транспортных средств или наездов на пеше­хода, которые произойдут в определенном районе города или страны в ближайшем будущем. Можно прогнозировать также примерное число погибших или тяжелораненых людей и сумму материального ущерба от ДТП.

При другом — детерминированном — методе иссле­дования рассматривают не аварийность по региону в целом, а каждое ДТП в отдельности. Этот путь не менее важен, чем первый. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим характерным для всей совокуп­ности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индиви­дуальными, характерными лишь для данного происшест­вия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т. д.).

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материальное, административное или уголовное наказание. Установле­ние личной ответственности, невозможное при статисти­ческом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП, которая тесно связана с судебной экспертизой. Судебной экспертизе, строгому соблюдению норм законности при ее прове­дении в нашей стране всегда уделялось большое внима­ние. В марте 1971 г. пленум Верховного суда СССР принял постановление «О судебной экспертизе по уголов­ным делам». В этом руководящем документе обраще­но внимание органов правосудия на необходимость

правильно и полно использовать достижения науки и техники для всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств уголовных дел.

Экспертизой ДТПназывают комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого проис­шествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалисти­ки медицины; психофизиологии; конструкции, теории и расчета транспортных средств, технологии их изготов­ления, обслуживания и ремонта; проектирования, строи­тельства и эксплуатации дорог; организации и безопасно­сти дорожного движения и др.

Под транспортными средствами в дальнейшем под­разумеваются все типы автомобилей (легковые, грузовые, автобусы, специальные) и автопоездов (буксирные, седельные), мотоциклы и мопеды, трактора (колесные и гусеничные), самоходные машины и механизмы (автокраны, погрузчики, комбайны), а также средства городского электротранспорта (трамваи, троллейбусы).

Научно-методический аппарат исследования ДТП раз­работан в основном советскими учеными. Во многих странах с высоким уровнем автомобилизации эксперти­зе ДТП и ее научному обоснованию не всегда уделяется достаточно внимания. Исследованиями аварий там заняты преимущественно страховые компании, которые опреде­ляют размеры материального ущерба от ДТП и страховых сумм, а также полицейские органы в случаях смертель­ного исхода или преступных мотивов. Ознакомление с литературными источниками показало, что отечествен­ные книги и статьи по экспертизе ДТП по содержатель­ности, глубине проработки рассматриваемых вопросов и методичности изложения намного превосходят работы, опубликованные в зарубежной печати. Большая заслуга в развитии и совершенствовании методов научно-тех­нического исследования ДТП принадлежит институтам и лабораториям служебных экспертиз Министерства юстиции СССР, среди которых ведущее место занимает Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ). Большую работу в этом направ­лении ведут также высшие учебные заведения страны, готовящие инженеров по организации и безопасности дорожного движения.

В соответствии с целевым назначением специаль­ности, для которой написан настоящий учебник, основ­ное внимание в нем уделено технической стороне ис­следования ДТП (автотехнической экспертизе). В процес­се подготовки учебника были использованы методические разработки и многолетний опыт преподавания курса «Экспертиза ДТП» в Московском ордена Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожном институте, действующие законы об автотранспортных преступлениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (УК и УПК) РСФСР, нормативные и методические документы ВНИИСЭ и Государственной автомобильной инспекции СССР, а также практика проведения экспертизы по уголовным делам, связанным с ДТП.

Автор благодарит Е. А. Пергамент и Н. В. Монохину за помощь при подготовке рукописи к печати.

Источник: http://studfiles.net/preview//

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий цели

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий применяется при расследовании дел о ДТП правоохранительными органами, страховыми компаниями, частными лицами и т.п.

При изучении ДТП можно применять два метода: вероятностный и детерминированный.

  • Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями всех факторов, действующих во время ДТП.

При этом оценивается совокупность всех причин ДТП, выясняются условия их возникновения и последствия. Вероятностный метод позволяет предсказать характер и количество ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

  • Детерминированный метод исследования отпирается на исследование каждого ДТП в отдельности. Поскольку каждое происшествие, хотя и подчиненно общим закономерностям, следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Они могут быть общими для целой группы автомобилей, угодивших в ДТП (например, обледенелое дороги) и сугубо индивидуальными, характерными только для конкретного происшествия (например, отказ тормозной системы, неправильное поведение пешехода и т.д.).

Также следует учесть, что ДТП с тяжелым исходом несет индивидуальную ответственность за него, выраженное в материально-административном или уголовном наказании. Определение личной ответственности невозможно при статистическом методе исследования, поскольку оно нуждается в индивидуальном изучении причин и последствий каждого ДТП.

Это осуществляется в процессе независимой экспертизы ДТП. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий – научно-техническое исследование обстоятельств и условий происшествия, выполняемое специалистами, которые обладают знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.

Цель экспертизы — научно обоснованное восстановление обстоятельств ДТП и установление причин ДТП.

Экспертизы дорожно-транспортных происшествий разделяются по нескольким признакам:

  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации, которая исследует ДТП, различают судебную экспертизу и служебное расследование;
  • по составу участников они делят на: единоличные, комплексные, комиссионные;
  • по очередности проведения — первичные, дополнительные и повторные экспертизы.

Единоличную экспертизу осуществляют в сравнительно простых случаях, когда при толковании характер ДТП не вызывает разногласия в отдельных его элементах.

Комиссионная экспертиза назначается при исследовании сложных происшествий с большим числом участников и автомобилей, а также при наличии обстоятельств, вызывающих сомнения или разногласия в их толковании. При комиссионной экспертизе ДТП делом занимаются несколько экспертов одной специальности.

Члены комиссии изучают одни и те же объекты, отвечая на одни и те же вопросы, после чего разрабатывают общее заключение, согласованное со всеми членами комиссии. Если есть разногласия, каждый член комиссии имеет право написать свое особое мнение, обосновав его.

Комплексная экспертиза назначается, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, нужна помощь лиц разных специальностей. В состав комиссии при комплексной экспертизе входят эксперт-автотехник, медики, криминалисты и т.д. Комплексная комиссия изучает одни и те же объекты и решают пограничные вопросы, общие для специалистов различных отраслей.

Осуществляя первичную экспертизу дорожно-транспортного происшествия, эксперт-автотехник решает конкретные вопросы, которые содержатся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительная экспертиза назначаюется при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Оно уточняет процесс исследования ДТП, разъясняет заключения, данные ранее, аргументирует смысл выводов на поставленные ранее вопросы.

Повторную экспертизу могут назначить, если есть сомнения в квалификации эксперта, правильности экспертизы, объективности ее выводов, достоверности исходных данных, которые легли в основу заключения.

Необходимость в повторных экспертизах возникает при выявлении дополнительных материалов, неизвестных первичной экспертизе, которые по-новому освещают обстоятельства дела. Обычно повторная экспертиза бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В ней не могут участвовать эксперты, которые проводили первичную и дополнительную экспертизу.

Судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий — процессуальное действие, изучающее обстоятельства дела о ДТП с целью выявления фактических данных, являющимися доказательствами для установления истины по уголовному делу.

Судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий проводится по поручению следователей и судов лицами, обладающими специальными знаниями. Обычно это штатные сотрудники экспертных учреждений.

В отдельных случаях экспертиза ДТП может быть проведена внештатными экспертами: работниками научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. Как правило, при экспертизе дорожно-транспортных происшествий требуются специальные знания судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Заказать независимую экспертизу дорожно-транспортных происшествий можно в НП «Федерация Судебных Экспертов». Долгий опыт работы и наличие специального оборудования позволяет нам квалифицированного исследовать ДТП. При этом мы гарантируем своим клиентам объективность и независимость расследования, конфиденциальность данных, правовую поддержку, при необходимости представительство эксперта в суде при слушании дела.

С нами вы сможете доказать свою невиновность или наоборот, привлечь виновника ДТП к ответственности.

Источник: http://sud-expertiza.ru/ekspertiza-dorozhno-transportnyh-proisshestviy-celi/